садово-парковое

предприятие

нарвское

Канонерский остров

 

В первой половине XVIII века остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным. На берегу, обращённом к заливу, стояла батарея с пороховым погребом.

 

В последней четверти XVIII столетия остров называли Канонирский от слова «канонир», или «канонер», заимствовано из французского языка и означало «пушкарь». Долгое время остров являлся учебным полигоном, но это назначение остров утратил после создания на Гутуевском острове Морского торгового порта.

 

С середины 1870-х годов на формирование береговой линии Канонерского острова стали оказывать влияние работы по обустройству Санкт-Петербургского морского порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала. Восточный склон Канонерского острова был укреплён и стал правобережным откосом Морского канала. Со временем остров увеличивался в длину и на юге достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского морского канала.

 

Канонерский парк

 

Центральным объектом Канонерского острова является рекреационная зона – Канонерский парк. Наличие естественных песчаных пляжей, длинная живописная коса уходящая в Финский залив, достаточно сухие дорожки в зоне за счет ливневой канализации и каменных укреплений берега XIX века. В соответствие с паспортизацией объекта общая площадь парка составляет 38,79 гектар.

 

Проект благоустройства парка обсуждается с начала 2000-х годов, официально парк получил свое название в 2016 году Проставлением Правительства Санкт-Петербурга №1255.

 

В 2013 году проводился конкурс «Новый Петербург на Канонерском острове», где победил проект «Архитектурного бюро 11». Проектом предлагалось полностью реконструировать территорию, но городской бюджет не предполагал выделение средств на проект.

 

В 2017 году губернатор города Георгий Полтавченко сообщил о том, что в бюджет города планирует включить проект планировки Канонерского парка. Однако, никаких планировочных работ выполнено не было.

 

В генеральном плане Санкт-Петербурга территорию парка отнесли к зоне с номером ТИ4_1, в назначении которой указано:

 

«Подзона объектов водного транспорта, расположенных в исторически сложившихся районах морского порта с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны, и объектов инженерной инфраструктуры»

 

Формально территория относится к обслуживающей территории морского порта за счет наличия остатков дамбы, построенной в 1880-х годах для защиты фарватера известной сейчас как «волнорез». Борьба активистов за юридическое признание зонирования территории парка на Канонерском острове дала несколько другой результат. Если основная территория продолжает считаться обслуживающей Морской Порт, то Законом СПб №763-161 от 19.12.2018 в Генплане Петербурга территория, примыкающая к парку и арендуемая гаражным кооперативом «Канонерский остров» вошла в зоны ТР5-1 и ТР5-2 с назначением «Зона рекреационного назначения», т.е. в генплане подразумевается расширение границ парка за счет сноса гараже.

 

В 2016 году Водоканал производил работы по строительству новых канализационных сетей на Канонерском острове взамен полностью изношенных. В том числе Водоканал отремонтировал водосборную канаву на территории парка идущей до начала Канонерской косы, где реконструировал небольшое локальное очистное сооружение для очистки воды от осадков и талого снега перед сливом ее в Финский залив.

 

В 2017 году была произведена расчистка территории участка от самовольной свалки. Было очищено 6 гектаров от мусора и вывезено около 50 тысяч кубических метров самого мусора. 

 

В начале 2018 года между крайними жилыми домами и гаражами на острове был разбит первый регулярный облагороженный парк, стоимость работ по благоустройству составила 17 миллионов рублей. После сноса гаражей этот участок планируется включить в общую территорию Канонерского парка.